Введение ................................. 7
Свободный комментарий
Методологическое предуведомление от автора . . . . . . . . . 10
КЛАСТЕР ПЕРВЫЙ
О поэзии и прозе. Анализы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. УРАВНЕНИЕ МЕРИ,
или Лермонтов и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. «СТАРИК ПАТРИКЕИЧ»
Введение в культурную биографию «шинельного
сочинителя» конца XVIII — начала XIX века . . . ........ 44
3. МАЯКОВСКИЙ НАЧИНАЕТСЯ
Проблема первой рифмы поэта . . ....... . . ........ 76
4. ЖУКОВСКИЙ И ГОГОЛЬ
(Из истории одного места) . . . . . ....... . . ........ 100
5. КЕРДЫК, или ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ
Маленькая филологическая комедия
в четырех сценах с развязкой . . . . . . . . . . . ......... 119
КЛАСТЕР ВТОРОЙ
Литература и политика. Размышления . . . . . . . . . . . . . 128
6. КЕФИР СТАЛИН
О происхождении и трансформации знаменитого
псевдонима (Гипотеза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
7. ДОННА ФЕЛИЦА:
два стиля просвещенного абсолютизма в оде Г. Р. Державина
(из истории одного антирыцарского романа XVIII века) . . . . 138
8. БУРЖУЙ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Александр Блок и культурная история
революционного лейт-эмотива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
9. ДЕДУШКА И СМЕРТЬ
Юношеская сказка Максима Горького
в восприятии И. В. Сталина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
10. НАСТЫРНАЯ ИНСТАССА
Фонетический нарциссизм Игоря Северянина
(Филопоэза) ............................... 204
КЛАСТЕР ТРЕТИЙ
Бендериада, или Свободный комментарий
как искусство комбинации . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 227
11. ОПЕРБЮСТ,
или Историко-культурное путешествие вокруг одной
нехорошей квартиры в двух частях с эпилогом. . . . . .... . 228
12. СТАРАЯ ПЕПЕЛЬНИЦА
Филологический этюд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 263
13. ПОДТЯЖКИН БЛЮЗ
Антибуржуйская тема в романе «Двенадцать стульев» . . . . 272
14. ГИПЕРМОДЕРНИЗМ ДОКТОРА ГРИГОРЬЕВА, или «Quasi una fantasia» Остапа Бендера . . . . . . . . . 301
15. ОСТАП И ОСНАВ
Миссия авантюрного героя в дилогии
Ильи Ильфа и Евгения Петрова . . . . . . . . . . . . . . 318
16. МАЭСТРО ПЕРЕКАТОВ
«Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова и история шахматной фельетонистики в России . . . . . . . . . . . 336
17. ТАЙНА МИХЕЛЬСОНА-ЗЛОВУНОВА Комическая ономастика и проблема идентичности
в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова . . . . . . . . 360
18. ПОЭТ ВАЛЬКИРИЙ
Языческое бессмертие в революционном неоромантизме Эдуарда Багрицкого . . . . . . . . . . . 376
19. ДУХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассуждение о художественном спиритуализме
Н.С.Лескова .............................. 417
20. ДУХ ЯЗЫКА
Гаспаров, Мандельштам и английская речь . . . . . . . . . . . 428
21. GRESHENKA,
или Перевод как пророчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
22. О ЧЕМ ПОЮТ КАБИАСЫ
Научно-демонологическая сказка с картинками . . . . . . . . . 461
Вместо заключения
HAIRY TALE: Страхи и ужасы американского городка . . . . 489
ПРИМЕЧАНИЯ ............................ 501
Издательство Ивана Лимбаха, 2025
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор И. М. Харитонова
Компьютерная верстка С. А. Бондаренко
Дизайн обложки Н. А. Теплов
Переплет, 640 с.
УДК 821.161.1«17/19»-95
ББК 83.3(2=411.2)
В 48
Формат 60x901/16
Тираж 1000 экз.
16+












