«Горький»

«Когда русский поэт говорит о Данте, вторжение в его речь Мандельштама — вопрос времени. Назвав это сакральное имя, Ольга Седакова сразу жеоговаривается: в ее книге собраны размышления на те темы, которые не затрагивал Осип Эмильевич в своем хрестоматийном «Разговоре о Данте». Мандельштама, замечает Ольга Александровна, занимали профетические свойства дантовской поэзии и ее историчность. Свой же тематический спектр Седакова обозначает в рамках «надежды и воли, мудрости и причины, геометрии и плоти, сотворенности и свободы, воскресения во плоти».

Чтение это, как нетрудно догадаться, в высшей степени душеполезное: это не просто очередная книга в жанре «большой поэт рассуждает о гении», это в первую очередь опыт проникновения в сам феномен гениальности, где предел творческих усилий в обязательном порядке смыкается с ясностью изложения».

«Горький»

Александр Марков, «Знамя»

«Душа для Данте, как показывает Седакова, — тоже одежда, как и тело. Можно так же совлечь с себя душу, как и тело. Можно потерять душу и вновь обрести, можно отдать душу в залог и получить в руки как драгоценное достояние — все эти евангельские понятия, а для нас — стертые штампы вроде «положить душу за других», в мире Данте оживают и, более того, определяют сюжет передвижения по Чистилищу, и особенно по Раю. Конечно, понятно, что Чистилище и есть такая работа над душой, которую следует очистить и вернуть себе. Но что происходит с душой в Раю?

Ответ таков: в Раю душа уже не просто имеет надежду, а живет ею. Для нас, опять же, «жить надеждой» означает тешить себя иллюзиями. Для Седаковой это прямо противоположное: умение превращать мышление в жизнь. Например, когда мы мыслим, мы терпеливо сосредоточены на вопросе, надеясь найти решение. Когда мы чувствуем, мы тоже следим за собой, чтобы это чувство не исчезло, и надеемся, что за этим чувством что-то стоит. Просто в обыденном мире такая надежда выносится за скобки, и мы предпочитаем определять себя как «человека разумного», словно мы просто мыслим, работаем, влюбляемся или разочаровываемся, и ничего больше».

Александр Марков, «Знамя» (№ 4, 2022), «Данте и Фаворский свет»

Аркадий Маньковский. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение

«На состоявшейся 3января 202г. в Петербурге, в «Подписных изданиях» на Литейном, презентации автор признается, что «Мудрость Надежды и другие разговоры о Данте» – это книга ее жизни, а во вступлении к тóму – что, готовя издание, «с удивлением поняла, что почти все, что в него включено, было написано для итальянцев, впервые прочитано в Италии и опубликовано по-итальянски». В то же время нельзя сомневаться, и здесь конкретных ссылок можно не давать: книга адресована русскому читателю – ему прежде всего – именно о нем автор больше всего думал, издавая книгу. Итак, Данте – не выисканный специально для нас, не приспособленный к нашим нравам, а такой, которого итальянцы признают своим, который им нужен. Пожалуй, это лучшее, чем можно было бы привлечь российского читателя!»

ISBN 978-5-89059-505-8
Издательство Ивана Лимбаха, 2023

(Предыдущее издание: тираж 2000 экз., 2021, ISBN 978-5-89059-447-1)

Выпускающий редактор Маргарита Криммель
Корректор Людмила Самойлова
Дизайн-макет и верстка Евгений Григорьев
Допечатная подготовка Макс Ильинов
Переплет, 320 с.

УДК 821.131.1 «12/13»=161.1+801.73
ББК 83.3(0)4(4Ита)-8Данте
С 28

Формат 135×210 мм
Тираж 1500 экз.
16+