Артем Пудов
Флаш настаивает на историко-критическом подходе к религии, и к христианству в частности, поэтому во избежание малейших двусмысленностей и недомолвок посвящает целых восемь разделов научному обоснованию своей антирелигиозной позиции и еще два – личностному восприятию той же темы. Философ анализирует каждую часть внимательно по отношению к материалам исследования и хладнокровно по отношению к религиозному мировосприятию, не только не боясь дискуссий, а, напротив, как многие мыслители, стремясь к ним. Курт Флаш, судя по всему, не хочет прямо разоблачить или тем более оскорбить христианство. Просто, как и Себастьян Хаффнер, автор еще одной новой книги, вышедшей в «Издательстве Ивана Лимбаха», Флаш однозначно настаивает на возможности индивидуального высказывания частного человека, пусть и обремененного рефлексией, знаниями, а также подчеркивает важность сомнения в процессе мышления. Эта способность переломить себя, свои воззрения, вполне возможно, ошибочные, кому-то покажется жестокой и лишней, но тогда уйдет сама суть философии, замечательно выраженная в строках Осипа Мандельштама: «Что если Ариост и Тассо, обворожающие нас,/ Чудовища с лазурным мозгом и чешуей из влажных глаз».

Независимая газета

Еп. Григорий (Лурье)
Вечная – и задолго до Рассела открытая – тема западной философии «Почему я не христианин?» в восприятии православного человека звучит как «Почему западное христианство не состоялось?» – то есть не состоялось именно в качестве христианства, а не великого явления человеческой культуры. Действительно, Курт Флаш приводит удобную классификацию тех смыслов слова «христианин», которые существуют в его западной цивилизации, и, будучи православным, я, как и он, могу сказать, что не являюсь христианином ни в одним из этих пяти смыслов слова. Что, разумеется, делает меня не ближе к Флашу, а еще дальше. Но это с одной стороны. А с другой стороны, как «не христианин» «не христианина», я могу более заинтересованно принять его аргументы против «христианства» – то есть именно западного христианства. Многие православные или симпатизирующие православию читатели книги Флаша интуитивно, но остро почувствовали, что его книга получилась не «против», а «за» христианство. Ниже я постараюсь отчасти эксплицировать эти интуиции.

Ответ Курту Флашу (в трех частях)

Горький "5 книг о религиозном опыте: выбор епископа Григория (Лурье)"

Мариус Меллер (пер. Елизаветы Соколовой)
Его аргументы убедительны для человека, который в детальном постижении христианских текстов и тонких нюансов предания открывает для себя и приближает то, что могло бы составить радость патристики. Они тем более убедительны, что Курт Флаш привлекает доводы античной и современной философии. Его приговор суров: с самого начала христианство строилось на сомнительных мифах, опиралось на шаткие допущения Аристотеля. И там, где современность подвергает критике христианские представления об истине, угрожает им, предпринимается бегство в конструкции веры, стоящие за рамками любой аргументации. Некоторые христианские догматы вполне пригодны и для того, чтобы устрашать верующих, повергать их в ужас, оскорблять их достоинство.

Сайт программы Litrix

Священник Сергей Круглов
...чем же книга «Почему я не христианин» может быть полезна сегодня в России, и в первую очередь — российским христианам? Во-первых, тем, что помянутые любители агиток скорее всего прочитают из нее едва ли четверть и отложат, и книга достанется читателю думающему. Во-вторых, этому думающему читателю она напомнит о таких вещах, как дисциплина и последовательность мышления, важность аргументации в полемике, умение слушать оппонента. В-третьих, у христиан эта книга освежит заповеданную апостолом необходимость «дать отчет в своем уповании», разобраться в собственной вере и жизни Церкви не только в духе «голосуй сердцем», но и с применением разума, который есть немаловажный компонент образа Божия в человеке (и пусть читателя верующего не смущает, что сам Флаш относится к разуму так, что его можно заподозрить в обожествлении оного: сие есть, конечно, нарушение Божьей заповеди о некумиротворении, но, в конце концов, «в этом мире, кишащем богами», разум — не худший среди прочих, и от того служения уму и логике, которое предлагает Флаш, путь ко Христу может быть прямее, чем из кумирен поклоняющихся деньгам, ксенофобии, партийности или последней модели айфона). В книге Флаш упоминает позицию крепкой и спокойной веры, которая не нуждается в споре и не смущается доводами агностиков, и относится к этой позиции уважительно; его книга — для других верующих, тех, кто хотел бы вступить в спор, для потенциальных апологетов и миссионеров. Она может помочь читателю осознать всю непростоту христианства, принадлежность к которому бывает так легко декларировать, но так непросто сохранить без выстраданности, в том числе интеллектуальной.

Богословский проект Gefter.ru

Читатель Толстов
Какое место религия займет в жизни каждого человека, станет ясно только после того, как он переосмыслит библейские сюжеты и образы, но для этого необходимо быть человеком сомневающимся, уметь анализировать и не бояться смотреть в лицо фактам. «Герхард фон Рад был человеком размышляющим. Он, к его чести, сообщил нам, почему отказывается от философского переосмысления древних библейских образов. Человек, говорит фон Рад, не должен уходить от возможности воображать, что исходя из свободно избранной точки зрения, исходя из собственной идеи Бога, он может понимать Бога лучше, чем если бы он просто подчинялся его слову. Имеется в виду не «подчиняться», а покоряться, ничего критически не оценивая». Несмотря на название, книга Курта Флаша куда полезнее для понимания христианской веры (и вообще феномена веры), чем многие богословские труды.

Байкалинформ

ISBN 978-5-89059-260-6
Издательство Ивана Лимбаха, 2016

Пер. с нем. И. С. Алексеевой

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 440 стр.
УДК 257 (430) «19/20» = 161.1-013. 112.2
ББК 86.29-4 (4Гем) + 86.29-3 (4Гем)-021*83.3
Ф 70
Формат 84×1081/32 (206х136 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести