468

вернуться

Гибель С. А. Есенина: исследование версии самоубийства
Сост. А. В. Крусанов

 
Андрей Россомахин

Два года назад я оказался причастным к появлению рукописи самой страшной книги, которую доводилось готовить к печати.
Речь о книге выдающегося исследователя авангарда Андрея Васильевича Крусанова — первое неангажированное исследование обстоятельств смерти Есенина. Коротко говоря, это книга-бомба.
Огромный вал дилетантско-конспирологических опусов, доказывающих факт УБИЙСТВА ЕСЕНИНА, давно дискредитировал эту версию, и отвратил большинство образованной аудитории от нее (и меня тоже в свое время). Готовя книгу Крусанова, я даже собрал обложки всех 50 (!) книг, изданных с 1988 года по наши дни, где доказывалось что Есенина убили. (Я планировал в приложении напечатать все эти обложки, сам дизайн которых, как и заглавия, как и издательские лэйблы — в большинстве случаев саморазоблачительны, т.е. однозначно демонстрируют что это трэш, т.е. образованная публика даже не открывала подобные книги — ибо всё было ясно по заглавиям и обложкам).
Крусанов — максимально удаленный от любых спекуляций и интерпретаций исследователь — он детально рассматривает весь корпус артефактов и на всех уровнях анализа приходит к однозначному выводу — что поэт был зверски убит.
Книга очень важная. Ведь статус Есенина, давно вошедшего в пантеон хрестоматийных классиков, а также в некий архетип/канон русскости — делает эту книгу в полной мере общественно значимым явлением.
А. В. Крусанов, хронист и летописец авангарда, автор многотомного фундаментального труда «Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор)» (М.: НЛО, 2003–2010), впервые выводит рассмотрение проблемы гибели Есенина на принципиально новый уровень. Исследователь ставит точку в этом вопросе, чье общественно-политическое значение в нынешнем XXI веке столь же важно, как и столетие назад — ибо фигура Есенина, признанная в качестве национального гения, огосударственного классика, а ныне даже в качестве одной из «скреп» национального архетипа, требует полной правды, какой бы страшной она ни была.
....Но после подготовки этой рукописи оказалось, что найти издателя не так-то просто. Книгу не решились издать 10 издательств (включая 3 университетских). В итоге ее выпустило в свет замечательное Издательство Ивана Лимбаха. Эту книгу страшно читать, хотя там абсолютно бесстрастный тон. И эту книгу важно прочитать, чтобы освободиться от уже 98-летнего морока, который как данность транслируется на всех начиная со школьных учебников и энциклопедий.
Крусанов очень спокойно и очень четко демонстрирует пространство фальсификаций, подлогов и тотальной дезинформации, мгновенно окутавших гибель поэта. (Среди прочего опровергает и ряд хрестоматийных мифов, например, задавшись вопросом: Является ли стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...» предсмертной запиской?).
К слову, издательство впервые качественно напечатало все визуальные документы (около 40 фото и рисунков, связанных с трагедией в Англетере).
Не решаюсь воспроизвести ничего из этого здесь, но даю обложку книги, а также фрагмент автобиографии Есенина (напечатана в Берлине в 1922-м), — в ней поэт дает ряд провокативных тезисов политического свойства, а также упоминает свою поэму "Страна Негодяев", которую он за три года так и не смог напечатать из-за цензурных запретов.
Попутно прилагаю самую первую почтовую марку, посвященную Есенину (1958 год, художник Р.Житков). Официальная характеристика "выдающийся русский поэт", которую мы видим на марке, стала возможной лишь в эпоху Оттепели, после 30 лет шельмований и даже запретов. Идиллические березки стали непременным атрибутом есенинской поэзии, а также одним из элементов официального канона и мифа о Есенине.
Михаил Золотоносов, «Город 812»

«Изучение проблемы показало: нет ни одного объективного доказательства самоубийства Есенина в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в пятом номере гостиницы «Интернационал» (так тогда назывался «Англетер»), зато обнаружилось, что практически все документы, которые относятся к смерти поэта, либо не соответствуют инструкциям и содержат очевидные лакуны и противоречия объективным данным, либо были оперативно изъяты ГПУ и/или милицией. В результате возникли вполне обоснованные подозрения, что документы, имеющиеся в наличии, были в 1925 – 1926 гг. сфабрикованы, причем специально под официальную версию самоубийства. И эта фабрикация при ближайшем рассмотрении бросается в глаза, поскольку сделана небрежно, в полной уверенности, что правда в условиях тотальной цензуры все равно наружу не выйдет. То есть стоило критически проанализировать имеющиеся материальные объекты (посмертные маски), милицейские и медицинские документы, а также фотографии – и версия суицида оказалась под большим вопросом, а очевидные и необъяснимые лакуны и признаки фальсификаций вышли на первый план».

Михаил Золотоносов, «Город 812», «Сергей Есенин: Убийство, замаскированное суицидом»

ISBN 978-5-89059-506-5
Издательство Ивана Лимбаха, 2023

Сост. А. В. Крусанов

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки Клим Гречка

Переплет, 272 с., ил.

УДК 821.161.1 «19» Есенин091
ББК 83.3 (2 = 411.2) 6-8,2
Г46

Формат 60×901/16
Тираж 1500 экз.
18+