368

вернуться

Барбье Патрик
Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения

 
Артем Пудов, «Независимая газета»

«Патрик Барбье — знаменитый французский историк музыки. Дотошность ученого в его научно-популярных работах граничит с настоящей экспрессией писателя, а самые смелые, едва ли не экстравагантные гипотезы подкрепляются историческими фактами из книг, писем и других документов. В „Фаринелли. Величайший кастрат эпохи Просвещения“ Барбье исследует до сих пор не слишком изученный феномен — искусство кастратов через призму оперного таланта Карло Броски, ставшего знаменитым под именем Фаринелли».

Артем Пудов, «Независимая газета»

Галина Юзефович

«Великий выходец из итальянской Апулии Карло Броски вошел в историю под именем Фаринелли. Его божественному сопрано — результату проведенной в девятилетнем возрасте кастрации — рукоплескала вся Европа, на протяжении двадцати лет он был едва ли не самым влиятельным человеком при испанском дворе, он нажил огромное состояние, а последние годы провел в Болонье, наслаждаясь обществом лучших представителей европейской элиты. В отличие от большинства исследователей, ставящих во главу угла пережитую Фаринелли физическую и психологическую травму, французский историк Патрик Барбье (на русском ранее выходили его книги о Полине Виардо, публичных праздниках в Неаполе и знаменитая «История кастратов») рассказывает о блестящей артистической карьере певца, помещая ее в широкий социальный и культурный контекст эпохи. Человеческие качества и музыкальные дарования Фаринелли, а также механика выпавшего на его долю головокружительного успеха — все это интересует Патрика Барбье куда больше, чем бесплодные попытки реконструировать душевные муки певца по поводу пережитой кастрации».

Галина Юзефович

Игорь Гулин, «Коммерсантъ Weekend»

«Патрик Барбье — крупный специалист по музыкальному барокко и, в частности, по кастратам. Это, наверное, самая пикантная тема в истории европейской классической музыки: вошедшие в моду, когда церковь стала ограничивать выступление женщин, кастраты — земные обладатели ангельских голосов. Поэтому небесное мешается здесь с сексуальным, высокое искусство — с физическим насилием, борьба за нравственность — с барочными двусмысленностями. Однако Барбье удерживается от спекуляции этими парадоксами. Он пишет без всякой бульварности, сдержанно и даже чопорно (хотя и не впадая в академизм). В 2006 году по-русски выходила его обзорная «История кастратов». Новая книга посвящена самому известному оскопленному певцу в истории — уроженцу Неаполя Карло Броски по прозвищу Фаринелли. Это самая обстоятельная его биография, по крупицам реконструирующая подробности жизни и карьеры знаменитого певца.

Конечно, жизнеописания исполнителей прошлых веков — жанр немного странный. Большую часть текста занимает рассказ о выступлениях Фаринелли — пересказ пения. Но помимо всеевропейской музыкальной славы у Фаринелли была дружба с поэтами и королями, встречи с Казановой, политические интриги и даже любовные драмы. Так что книгу Барбье можно читать как исторический роман о Европе XVIII века».

Игорь Гулин, «Коммерсантъ Weekend»

ISBN 978-5-89059-405-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2021

Пер. с фр. С. Б. Райского и И. В. Морозовой
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка С. А. Бондаренко
Дизайн обложки Н. А. Теплов

Обложка, 352 с.

УДК 78.072.3(450)«17»+78.071.2-7=161.1=03.161.1
ББК 85.314.-03(4Ита)51-8–021*83.3
Б 24

Формат 84x1081/32

Тираж 2000 экз.