75

вернуться

Ремизов Алексей
Огонь вещей. Сны и предсонье

 
Екатерина Андреева, Новый мир искусства, 2005, № 3 (44)
Из фундаментальной вступительной статьи Е. Р. Обатниной "Метафизический смысл русской классики" можно узнать много любопытных подробностей, в частности

о динамике понимания сновидений на всем протяжении первой половины ХХ века - от В.В. Розанова до психиатра-фрейдиста Н.Е. Осипова, который интерпретировал восстание мертвецов в "Страшной мести" как проявление вытесненных поползновений казачества. Не стоит и говорить, что открытия Осипова современны "Тихому Дону".
 Вот такую замечательную во многих отношениях книгу меня и попросили отрецензировать. Но - вопрос: что же здесь рецензировать, когда хочется просто сказать большое спасибо составителю и издательству, художнику Н. А. Теплову за книгу, которую в память о Ремизове-графике интересно не только читать, но и рассматривать…

Екатерина Андреева
"Новый мир искусства", 2005, № 3 (44).

Алексей Ремизов. Огонь вещей. О книге на нашем сайте.

Николай Стригунков, Книжная витрина, 17 февраля 2006 г.
Мне кажется, что каллиграфические упражнения Ремизова - это попытка противостоять хаосу печатного слова. Сейчас можно сказать - хаосу литературы в интернете.

Тогда - просто печатного слова. Когда он переписывал Гоголя, по сути дела он пытался его прочитать так, как нужно; присвоить рукопись Гоголя. Поэтому его рисунки и каллиграфия имели большее значение для него самого, чем для читателя. Все-таки главным у Ремизова остается текст. Каким образом он создавался, имеет второстепенное значение. Поэтому книга, вышедшая в Издательстве Ивана Лимбаха, и книга "Сны и предсонье", вышедшая несколькими годами ранее в издательстве "Азбука-классика" - в принципе, одно и то же. И все-таки эта книга лучше. Не только как подарок и "приятно в руках подержать", а по-настоящему. Без иллюстраций Ремизов все-таки не полон. Почти как если бы бестиарий Аполлинера - я видел однажды такую книгу - издавали без иллюстраций. "И что же, что же такого дали тебе эти иллюстрации? Что такого ты смог благодаря им понять?", - спросят меня. Ну не знаю... То, что Ремизов в прозе делал, оказывается, что-то очень похожее на то, что делал Хлебников в поэзии.
Репродукция картины Филонова на обложке "Снов и предсонья" - не случайность. Ремизовские рисунки очень похожи на филоновские. Как будто эти буквы и узоры выел червячок-древоточец, которого Ремизов носил под одеждой, как спартанский мальчик белку. Вот, наверное, что я понял. Ремизов взглянул на мир распаленными глазами, потому что ему было больно. В то время, когда он смотрел на мир, текст проедал в его внутренностях свою славянскую вязь.

Николай Стригунков
"Книжная витрина", 17 февраля 2006 г.

Алексей Ремизов Огонь вещей Сны и предсонье Издательство Ивана Лимбаха.
О книге на нашем сайте.

ISBN 5-89059-063-4
Издательство Ивана Лимбаха, 2005

Сост., подг. текста, вступ. статья
и коммент.: Е.Р. Обатнина
Редактор И. Г. Кравцова
Рисунки: А.М. Ремизов
Корректор О.Э. Карпеева
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Худож. оформление, макет: Н. А. Теплов

Переплет, 368 стр. ил.
УДК 882 ББК 84(2Рос-Рус)6 Р38
Формат 60x1001/16 (238х150 мм)
Тираж 2000 экз.