274

вернуться

Кувшинова Мария
Александр Миндадзе: от советского к постпостсоветскому

 
Владислав Толстов
Отличная, отличная книга. Творческий портрет сценариста и режиссера Александра Миндадзе, чьи фильмы я ставлю выше фильмов, например, Тарковского, а уж для понимания скрытых смыслов советской эпохи, считаю никак не обойтись без вдумчивого просмотра таких фильмов как «Парад планет» или «Остановился поезд». И 90-е мы когда-нибудь будем изучать тоже по фильмам Миндадзе – по «Времени танцора» или «Пьесе для пассажира». И фильм «В субботу», вышедший относительно недавно – лучшее, что сказано про Чернобыль. Словом, я давно ждал такую книгу, где автор весьма профессионально, заинтересованно, без традиционной для подобных исследований экзистенциальной мути рассказывает о том, чем именно велик Александр Миндадзе. С какими-то выводами Марии Кувшиновой я не согласен, какие-то стали для меня открытием (в самом деле, почти во всех фильмах Миндадзе-Абдрашитова присутствуют два сквозных мотива – мотив нерушимой мужской дружбы и мотив катастрофы).

БайкалИнформ

Иван Чувиляев
Кувшинова, хочется верить, проложила дорогу для профессионального, а не сугубо любительского писания о кино.

Storia

Игорь Кириенков, Сергей Кумыш, Мария Смирнова
Путеводитель по картинам крупнейшего отечественного сценариста последних 40 лет, разбор его режиссерских опытов и попытка культурологического осмысления поздне- и постсоветской эпохи в кинематографическом контексте. Кувшиновский Миндадзе — разрушитель клише и чуть ли не Блок своего времени, особенно остро чувствующий движение времени и помещающий его в неразрешимые драматургические конфликты.

РБК Стиль

Николай Никифоров
Эта книга начинается с рассказанной Набоковом истории о чувствительном юноше, пораженном домашней кинохроникой, в которой он увидел мир «без него», совершенно равнодушный к его отсутствию. Это заглядывание в мир собственного отсутствия интересует и Кувшинову. Еще одно отступление развивает мысль о судьбе взгляда от первого лица — в традиционной литературе рассказ от первого лица служил гарантией благополучной концовки, но вот рассказчик умирает в постскриптуме, а в компьютерной игре собственный взгляд на происходящее никак не уберегает от поражения. В фильме «В субботу» мир увиден глазами погибшего. Этот же взгляд, уже обреченный, но еще не погасший, кажется Кувшиновой адекватным для сегодняшнего дня, и именно такому зрению она предлагает учиться у Миндадзе. Нужны ли ему такие уроки — выбор читателя.

Сеанс

Сергей Сдобнов
Мария Кувшинова, кинокритик, автор первой русскоязычной биографии Алексея Балабанова и работы «Кино как визуальный код», написала культурную историю фильмов двух советских и российских деятелей кино — сценариста и режиссера Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова. Первый тридцать лет (1976–2007) писал сценарии, второй — снимал по ним фильмы. Редкая ситуация в советской киноиндустрии: далеко не всех режиссеров, работавших за железным занавесом, «ждал и экранизировал конкретный человек». Александр Миндадзе до середины 2000-х воспринимался в киномире прежде всего как сценарист, и его тексты, часто выходящие за границы жанра, Кувшинова встраивает в ряд крупной советской кинопрозы вместе с работами Евгения Габриловича, Евгения Григорьева, Юрия Клепикова, Натальи Рязанцевой и Геннадия Шпаликова (который за несколько лет до гибели рецензировал дипломную работу Миндадзе).

Горький

ISBN 978-5-89059-294-1

Издательство Ивана Лимбаха, 2017

Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: К. С. Глущенко

Обложка, 248 с., ил.
УДК 791.633-051 (470) «197/200»
ББК 85.374.3 (2) 6-8Миндадзе
К 88
Формат 60×841/16
Тираж 1000 экз.

Книгу можно приобрести