221
Бойд Брайан
«Бледный огонь» Владимира Набокова: Волшебство художественного открытия
«Истории о призраках не новость в истории литературы, но никто никогда не придавал им такого значения для своего творчества, не рассказывал их серьезнее и смешнее, чем Набоков. И никто до него не писал историй о призраках, где мертвые так много говорили бы с живыми или через живых, оставаясь при этом неуслышанными. И уж точно никто не писал — и даже придумать не мог бы — историй о призраках, в которых призраки остаются невидимыми не только при первом чтении, но и зачастую при перечитывании».
| Содержание |
|---|
|
От переводчика |
|
От автора |
|
Введение «С тех пор на Руси пошли Даниэли» . . . . . . . . 16
«Что я могу для вас сделать?» . . . . . . . . . . . . . . . 24
«Молодой-красивый, дай погадаю»! . . . . . . . . 32
Неслучившаяся ссора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
«Таких не знали небеса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
«Ах, медлительные люди!» . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Рифмы судеб: Окуджава и Даниэль . . . . . . . . . 67
И было море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84Возвращение к себе
|
|
Открытие
|
|
Прочтение |
|
Часть первая ТЕЗИС: ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Повествование как открытие |
|
1. Предисловие |
|
2. Поэма |
|
3. Комментарий |
|
Примечание к строкам 1–4 |
|
Открытие первое. Кинбот-комментатор |
|
«бледный огонь» |
|
Открытие второе. Нью-Уай: Кинбот и Шейд |
|
«бледный свет» |
|
Открытие третье. Зембля: Кинбот и Карл II |
|
«тусклый свет» |
|
Открытие четвертое. Кинбот и Градус |
|
Примечание к строке 1000 |
|
cерая тень |
|
Уровни накреняются |
|
4 Указатель имен |
|
5. Роман «Бледный огонь» |
|
Поэма и Комментарий |
|
Конфликт и контраст |
|
Часть вторая Поиск утаенного повествования |
|
6. Вторжения реального: Шейд |
|
Потеря, потеря и еще раз потеря |
|
Внешние источники |
|
Внутренние источники: вторжение реальности |
|
Внутренние источники: внимание к реальному |
|
7. Отходы от реального: Кинбот |
|
Происхождение Кинбота |
|
Побег и испуг |
|
Зембля |
|
Месть |
|
Конец Кинбота |
|
8. Задачи: Шейд и Кинбот |
|
Задачи и решения |
|
На грани |
|
Предложенные решения |
|
Кинбот |
|
Часть третья СИНТЕЗ: ПЕРЕ-ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ Открытие как повествование |
|
9. Преображение |
|
Решения и задачи |
|
Vanessa atalanta |
|
Подтверждение |
|
Бабочка Vanessa: задача и ее решение |
|
Волшебство и логика открытия: |
|
10. От Аппалачии к Зембле: отвергнутая женщина |
|
Не самозваный дух |
|
Зеркальные слова |
|
Дева озера |
|
Выходя из тени орешника |
|
Последовательность в безумии |
|
Флëр |
|
Ирис Ахт |
|
Гарх |
|
Диза |
|
Прочь из сновидения |
|
Каденус и Ванесса |
|
11. «Бледный огонь»: начала и концы |
|
Кто дал вам вашу тему? |
|
Бледный свет, тусклый свет, бледный огонь |
|
Ирония вдохновения |
|
0 и 000, 8 и ∞ |
|
12. «Поэма в четырех песнях»: знак и замысел |
|
Шейд: «звено-зерно» |
|
Шейд: рифмы и причины |
|
Шейд: красавица в зеркале |
|
Шейд просветленный: боль и обретение |
|
Шейд просветленный: нимфы и зеркала |
|
13. От Зембли к Аппалачии: тема контрапункта |
|
Сводя отголоски воедино |
|
Подтверждение |
|
Вперед к строке 1000, назад к строке 1 |
|
Суть контрапункта |
|
Оттеняя детали |
|
Тени своего «я» |
|
Свобода и замысел |
|
Cмена тональности |
|
14. Поэма «Бледный огонь», роман «Бледный огонь», «бледный огонь»: спираль развертывается |
|
Спирали, синтезы и решения |
|
Творец и творение |
|
Первостепенные источники |
|
Заключение |
|
Поппер: логика литературоведческого открытия |
|
Кун: парадигмы |
|
Вуд: открытие, смерть и сомнение |
|
Набоков: открытие, сомнение и замысел |
|
Примечания |
|
Указатель имен |
|
Библиография |







