«Быт пушкинского Петербурга» – своего рода путеводитель по российской столице пушкинской поры. В трактовке понятия «быт» авторы книги следуют идеям Ю. М. Лот-мана. «Обращаясь к истории быта, – писал ученый, – мы легко различаем в ней глубинные формы, связь которых с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпохи самоочевидна. Так, представления о дворянской чести или придворный этикет хотя и принадлежат истории быта, но неотделимы от истории идей. Но как быть с такими, казалось бы, внешними чертами времени, как моды, обычаи каждодневной жизни, детали практического поведения и предметы, в которых оно воплощается? <…> Однако выделенные выше два типа бытовых деталей и явлений теснейшим образом связаны. Мир идей неотделим от мира людей, а идеи – от каждодневной реальности» . Такое понимание быта определило самый тип настоящего издания. Статьи и заметки, составляющие содержание книги, разнообразны и по объему, и по характеру. Читатель найдет здесь не только краткие справки и лаконичные обзоры, приближающиеся порой к статистическим таблицам, но и культурологические очерки, историко-литературные этюды, написанные в достаточно свободной манере. Подобные «вольности» не приняты в традиционных справочных изданиях, но в данном случае редакционная коллегия допустила их совершенно сознательно. Желая воссоздать образ жизни петербуржцев (чиновников, военных, литераторов, врачей, светских дам и т. п.) и передать атмосферу различных явлений столичной жизни (официальные торжества, домашние праздники, балы, гулянья, свадьбы и т. п.), авторы статей считали возможным прибегать порой к чисто литературным приемам изложения. Таким образом, жанр и стиль словарных статей определяется здесь, как правило, характером их содержания.

Книга не охватывает, разумеется, все сферы жизни Петербурга и его обитателей. Замысел ее родился в ходе работы над «Пушкинской энциклопедией», которая ведется в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук . Отбирая материал, авторы отдавали безусловное предпочтение тем фактам, событиям и явлениям, которые так или иначе связаны с Пушкиным и его окружением. Соответственно, здесь делается акцент на дворянском быте – быте той социальной среды, которой принадлежал Пушкин. Замечательный пушкинист, великолепный знаток пушкинского времени академик М. П. Алексеев считал недостаточное внимание историков литературы к рядовым бытовым явлениям XIX столетия значительным упущением. От этого, например, страдал комментарий к художественным текстам прошлого, и не только в отношении реально-бытовых пояснений: «Бытовое окружение Пушкина, тот материальный мир вещей, предметов и обиходных явлений, в котором он жил, мы представляем себе в настоящее время в своего рода <…> преображенном виде. Источником этого представления (помимо творчества самого поэта, в котором действительность его времени предстает перед нами в художественном претворении) служат по преимуществу музейные экспонаты, произведения пластических искусств, художественной литературы той поры. Поэтому из возникающей в нашем представлении бытовой картины, как бы мы не стремились ее воссоздать во всей ее жизненной полноте, исчезают порой очень существенные детали. Это неизбежно происходит, например, в том случае, если соответствующие явления действительности по тем или иным причинам не получили еще достаточно полного отражения в творчестве самого поэта или вообще в искусстве его времени. Между тем некоторые подобные явления, в особенности относящиеся к сфере практической жизни, не затрагивались еще в произведениях художественной литературы по разным причинам – то по своей незначительности в тогдашнем бытовом обиходе, то по своей непривычности или новизне, то, наконец, по своей „внеэстетической“ природе, согласно эстетическим воззрениям тех лет. Отсюда, однако, вовсе не следует, что явления эти и тогда еще не привлекали к себе внимания современников, не будили их мысль, не вызывали обсуждений, обмена мнений, споров или таких откликов, которые мы не умеем заметить» .

В словах М. П. Алексеева есть не только уверенность в необходимости изучения быта пушкинской эпохи, но и осознание всей сложности этой задачи. В самом деле, многие явления, интересующие нас сегодня, крайне трудно восстановить по имеющимся историческим и мемуарным свидетельствам. Не всегда удается правильно оценить и реальное значение тех или иных бытовых реалий в жизни поэта и его современников. Отсюда следует, что словник настоящего издания является в значительной степени выборочным; отбор диктовался как наличием реального исторического материала, так и репрезентативностью описываемых явлений, их местом в общей картине культурно-бытовой жизни российской столицы. Редакционная коллегия вполне отдает себе отчет в том, что подобный отбор создает риск досадных упущений, и с признательностью примет советы и дополнения коллег и читателей.

В книге широко используются мемуары, путевые записки, письма, дневники; часто привлекается художественная литература – произведения Пушкина и его современников, как знаменитых, так и полузабытых авторов. Подобные источники глубоко субъективны и полны противоречий. Авторы книги не стремились строго упорядочить этот материал – в данном случае казалось более важным сохранить многоголосье прошлой жизни, представить читателям живые свидетельства далекой, но столь притягательной для нас эпохи.

 

* * *

 

Все статьи настоящего издания расположены в алфавитном порядке.

Если слово в тексте набрано курсивом, это значит, что в книге имеется статья под таким названием.

Все цитаты из Пушкина приводятся по изданию: Пушкин. Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949 – с указанием в скобках тома (римскими цифрами) и страницы (арабскими цифрами).

Библиография к каждой статье дается в хронологическом порядке, за исключением работ, вошедших в список сокращений, которые приводятся отдельной строкой в алфавитном порядке.

В тот период, когда шла работа над томом, появилось огромное количество книг (в том числе переизданий), связанных с петербургской темой. В той или иной степени они были учтены в настоящем издании. Неоценимую помощь его авторам оказали работы А. М. Конечного – «Быт и зрелищная культура Санкт-Петербурга – Петрограда. XVIII – начало XX века: Материалы к библиографии» (СПб., 1997) и подготовленное им издание «Прогулки по Невскому проспекту в первой половине XIX в.» (СПб., 2002).