Daniel Trabun

Не мог представить, что одна из самых трогающих меня книг про ИИ будет написана в 2025-м году кинокритиком, а не разработчиком или философом, который давно занимается вопросом.

«Новый договор. Кино и зритель после ИИ» (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/novyy-dogovor-kino-i-zritel-posle-ii-72650089/) — соединяет привычное и новое, а главное отражает персональное. Взгляд тут не алармистский, не слишком техно-оптимистичный, но открытый новому.

А еще, что восхищает в книге, что это первое произведение (другие не попадались мне в руки), которое показывает рефлексию профессионала, который понимает, что предмет его интереса радикально меняется. Это буквально книга кинокритика на стыке эпох.

Источник.

Валерия Титова, нейрохудожница

Как мы смотрим на нейронные видео

Готовьтесь, этот текст будет очень позитивным. Пару недель назад я получила сообщение от кинокритика Марии Кувшиновой. В 2024 году я писала в блоге о ее тексте (https://theblueprint.ru/culture/art/surrealism-artificial-intelligence) как нейросети стали апостолами сюрреализма. Кстати его советую перечитать и сегодня, не потерял своей актуальности.

Мария прислала мне свою новую книгу (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/novyy-dogovor-kino-i-zritel-posle-ii-72650089/) о изменении договора между зрителем и кино после появления ИИ. С первых страниц я погрузилась в знакомый мир — любимая история и теория кино пересекается с новейшей историей нейросетевого искусства, которую мы пишем сейчас сами. Цитируя Марию «как медийное животное» я была очень рада покататься по реке гиперссылок на любимые темы и задаться новыми вопросами.

Как работает зловещая долина, почему каждый человек обладает своим личным латентным пространством, как новые технологии попадают в искусство, а следом меняют массовую культуру.

Отдельная моя любовь это глава про горизонтальное и вертикальное кино — оттуда я узнала, почему кино вообще существовало в привычном горизонтальном формате (хотя слушала курсы по истории кино больше двух раз) и почему нынешнее воцарение вертикального формата можно считать более демократичным. Это для меня важный момент как для художника.

Хоть вначале Мария много пишет о том, что это автофикшн — я смело могу назвать это учебником для начинающих в мире нейросетевого визуала или тем, у кого с теорией и вербализацией плохо.

На самом деле книга не только про теорию, а еще и про наше будущее. Каким будет режиссер будущего и будет ли он, сможет ли он повлиять на происходящее на экране, какими будут форматы будущего?

Ну и конечно приятно увидеть настоящую книгу, где целых две мои цитаты о нейронах сетях. Вошла в историю, получается. А закончу одной из любимых цитат автора:

"Постмодернизм в искусстве конца XX века был аналоговым способом генерации нового из уже существующего — он дал человечеству время на подготовку, на несколько десятилетий опередив машинную манифестацию всего, ставшего всем".

Источник

ISBN 978-5-89059-588-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2025



Оформление обложки: Н. А. Теплов
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор И. М. Харитонова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
208 с., ил.
УДК 791.43.01 ББК 85.373 (3)
16+