- Daniel Trabun
Не мог представить, что одна из самых трогающих меня книг про ИИ будет написана в 2025-м году кинокритиком, а не разработчиком или философом, который давно занимается вопросом.
«Новый договор. Кино и зритель после ИИ» (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/novyy-dogovor-kino-i-zritel-posle-ii-72650089/) — соединяет привычное и новое, а главное отражает персональное. Взгляд тут не алармистский, не слишком техно-оптимистичный, но открытый новому.
А еще, что восхищает в книге, что это первое произведение (другие не попадались мне в руки), которое показывает рефлексию профессионала, который понимает, что предмет его интереса радикально меняется. Это буквально книга кинокритика на стыке эпох.
- Валерия Титова, нейрохудожница
Как мы смотрим на нейронные видео
Готовьтесь, этот текст будет очень позитивным. Пару недель назад я получила сообщение от кинокритика Марии Кувшиновой. В 2024 году я писала в блоге о ее тексте (https://theblueprint.ru/culture/art/surrealism-artificial-intelligence) как нейросети стали апостолами сюрреализма. Кстати его советую перечитать и сегодня, не потерял своей актуальности.
Мария прислала мне свою новую книгу (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/novyy-dogovor-kino-i-zritel-posle-ii-72650089/) о изменении договора между зрителем и кино после появления ИИ. С первых страниц я погрузилась в знакомый мир — любимая история и теория кино пересекается с новейшей историей нейросетевого искусства, которую мы пишем сейчас сами. Цитируя Марию «как медийное животное» я была очень рада покататься по реке гиперссылок на любимые темы и задаться новыми вопросами.
Как работает зловещая долина, почему каждый человек обладает своим личным латентным пространством, как новые технологии попадают в искусство, а следом меняют массовую культуру.
Отдельная моя любовь это глава про горизонтальное и вертикальное кино — оттуда я узнала, почему кино вообще существовало в привычном горизонтальном формате (хотя слушала курсы по истории кино больше двух раз) и почему нынешнее воцарение вертикального формата можно считать более демократичным. Это для меня важный момент как для художника.
Хоть вначале Мария много пишет о том, что это автофикшн — я смело могу назвать это учебником для начинающих в мире нейросетевого визуала или тем, у кого с теорией и вербализацией плохо.
На самом деле книга не только про теорию, а еще и про наше будущее. Каким будет режиссер будущего и будет ли он, сможет ли он повлиять на происходящее на экране, какими будут форматы будущего?
Ну и конечно приятно увидеть настоящую книгу, где целых две мои цитаты о нейронах сетях. Вошла в историю, получается. А закончу одной из любимых цитат автора:
"Постмодернизм в искусстве конца XX века был аналоговым способом генерации нового из уже существующего — он дал человечеству время на подготовку, на несколько десятилетий опередив машинную манифестацию всего, ставшего всем".










