491

вернуться

Хисген Рид, ван дер Вейл Адриан
Человек читающий: Значение книги для нашего существования

 
Журнал «Горький»

Книг о том, как читать книги, написано немало, можно даже сказать — много. Вот только почти все они и на книги-то не особо похожи, скорее это какие-то брошюрки, набранные самым большим кеглем, на который хватило совести верстальщику. Что логично: если человек интересуется, как читать книги, для начала ему стоит прочитать небольшую статью, опубликованную в столь необычном для него формате — с обложкой, оглавлением, номерами страниц и прочими удивительными вещами.

Директор института Direct Dutch Рюд Хисген и историк Адриан ван дер Вейл пошли другим путем и написали большую, то есть «полноценную» книгу о книгах и чтении. Дело в том, что они всерьез обеспокоены тем, как стремительно люди теряют навык восприятия больших текстов. По их мнению, и с ними трудно не согласиться, на протяжении всей истории со времен изобретения письменности именно чтение определяло общественные отношения: так, демократизация шла рука об руку с распространением грамотности и, напротив, автократические формы правления цвели там, где у человека не было доступа к книге.

И дело тут не только в том, что бумага хранит и распространяет информацию. Радио, а потом и телевидение с этой функцией справились намного эффективнее — но стало ли от этого мироустройство более справедливым и гуманным? Похоже, что нет. Так что «Человек читающий» — это не просто очередная книга о том, как читать, но и своего рода манифест с позитивной программой качественного пересмотра социальных и политических взаимодействий. Но прежде всего это опыт, простите, исследования самых актуальных читательских практик и деконструкции связанных с ними мифов.

«Термин „демократический“, применяемый для описания цифровой системы знаний, звучит красиво, но вводит в заблуждение. Разумеется, в Сети в качестве создателей и потребителей знаний присутствуют миллионы людей. Наряду с институтами образования и библиотеками интернет стал новым „эпистемическим источником“ для всех, кто имеет к нему доступ. Но давайте не будем забывать, что этот доступ не самоочевиден. Дихотомия между имущими и неимущими — безвременное явление. Однако в цифровой среде неимущие отстают от имущих не только в экономической сфере, но и в интеллектуальной. Существует феномен так называемого вторичного цифрового неравенства, того, что Майкл Линч называет „эпистемическим неравенством“. Оно связано с тем, что подвижность цифрового текста и навигация — в первую очередь скроллинг, гипертекст и интерактивность — предполагают более высокую когнитивную нагрузку, чем использование печатных текстов. Что, согласно данным некоторых исследований, является препятствием в первую очередь для читателей, обладающих меньшими знаниями по предмету и более низким уровнем рабочей памяти, а также в целом для людей с более низким уровнем образования».

Источник

ISBN 978-5-89059-570-6
Издательство Ивана Лимбаха, 2025

Пер. с нидерл. И. М. Михайловой, Е. Б. Асоян Редактор П. К. Добренко
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки Клим Гречка

Переплет, 464 с.

УДК 028«20»=161.1=03.112.5
ББК 78.07-021*83.3
Х 51

Формат 84x1081/32
Тираж 2000 экз.
16+