5 июля 2019

Год назад 5 июля не стало поэта, прозаика и драматурга Олега Юрьева.

В память о нем мы подготовили и сдали в печать «Ленинградскую хрестоматию», которую составил Олег Александрович.

Размышляя об издании этой антологии, он писал: «Речь идет о явной и потаенной истории ленинградской/петербургской поэзии и шире: культуры; речь идет о создании определенного контекста ее понимания; речь в конечном счете идет о том, что мы возьмем с собой „из Ленинграда в Петербург“ из советского времени. Вопрос далеко не решенный, и от решения его во многом зависит будущее».

Это был один из любимых литературных проектов Олега Юрьева. Он начал обдумывать антологию в конце 1990-х годов, а последнее эссе  было написано в конце 2017 года. Почти двадцать лет кристаллизации идеи: создать образ ленинградской поэзии с 1924 по 1991 год.

Полное название книги — «Ленинградская хрестоматия (от переименования до переименования): маленькая антология великих ленинградских стихов». В ней собраны стихи двадцати шести авторов: Михаила Кузмина, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Бенедикта Лившица, Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Олейникова, Николая Заболоцкого, Константина Вагинова, Андрея Николева, Сергея Петрова, Алика Ривина, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Дмитрия Максимова, Михаила Ерёмина, Виктора Сосноры, Евгения Рейна, Леонида Аронзона, Иосифа Бродского, Сергея Вольфа, Олега Григорьева, Елены Шварц, Александра Миронова, Сергея Стратановского и Олега Юрьева.

Сопровождающие стихотворения тексты написали Олег Юрьев, Елена Шварц, Валерий Шубинский, Ольга Мартынова и Полина Барскова.

Предисловие Ольги Мартыновой. Дизайн и верстку книги, а также подбор образов города осуществил Евгений Григорьев.

* * *
Не голос, нет уже ( — нам голос невозможен — ).
Не музыка еще ( — мертвы мы не на столь — )...
— Есть только скрып меча, ползущего из ножен:
Так звуков падает заржавая фасоль.
Куда бы я ни шел — не слышу я отзы́ва,
Куда бы я ни пел — не вижу никого.
— Лишь в море: скатная жемчужина отлива:
Так обнажается безмолвья вещество.
Но от зависших скал ко мне приходит эхо,
Со стоном шевеля пустых морей меха,
И падает к ногам, среди греха и смеха,
Горящей птицею стиха.
———————
(О муза, надевай же бранное убранство! — 
Чужие голоса на кладбище твоем.
Нам нужно, чтобы жить, такое постоянство,
Как никому еще, чтоб просто жить вдвоем)
1983